НАД БЫЛЬЮ. ИСКУССТВО И ЖИЗНЬ

Концептуальное искусствоэто священная, неприкасаемая корова в нынешнем «изобразительном искусстве». Постмодернизм поставил своей целью убить смысл в искусстве, и это ему удалось. На смену «старомодным ценностям», которые вывели человека из звериных шкур, пришла игра схем и символов, предоставляя зрителю возможность увидеть то, что он сам захочет увидеть в беспредметном ремесле. 

Смысл и главное достижение концептуального направленияэто вовлечение зрителя в беспредметное пространство, а конечный продукт «творчества» – фетиш бессмысленности ремесленников. Конечно, у бессмысленности есть и свои предводители, и армия поклонников-писателей, воспевающих новаторство. Страшно то, что чем больше сторонников у этих новаторов, тем убедительнее они звучат. Мысль, как продукт развития человека, зачеркнута как ненужность, загикана-затоптана и заменена в подобном новаторстве мельканием примитивных картинок или букв.

Страх остаться в стороне от «основного направления» (mainstream) заставляет журналистов группироваться и сосредоточивать свою болтовню вокруг этого явления, что позволяет неосведомленнос&##1090;и и невежеству диктовать свои условия в индустрии искусства. Преимущественно именно благодаря этому бессмысленность стала нормой, уничтожив искусство размышления.

Художественно-эстетическая и нравственная суть искусства названа старомодной, ее как знак позора прикрепляют к тому, что сопротивляется пропаганде нового абсурда, утверждаемого, к примеру, в «Art after philosophy» (Джозеф Кошут). Детские поделки по складыванию кубиков стали образцом «высокой моды». Эмоциональная сторона старомодного искусства иронично-снисходительно утоплена, и ее место прочно заняли беспредметность и эмоциональный шок: крик ужаса от просмотра визуальных структур считается позитивным достижением такого изобретательства. Превратить мозг в белый лист, смысл в прострацию, личность в ничтожествовот основной смысл этого зла!

И тем не менее. У невежества всё же нет сил уничтожить Леонардо, Рембрандта, Ренуара и всех тех гениев смыслового искусства, которые не опустились до бессмысленности. Музейные и галерейные залы, где экспонируются работы таких художников, всегда переполнены. А там, где представлены разрушительные поделки, всегда пусто. И неудивительно: после посещения подобных выставок хочется вымыть душу с хлоркой!

Конечно, «умное искусство» - это другая степень развития, и философская глубина понимания  истины в искусстве никогда не охватит всех, но необходимо прекратить украшать уродство, необходимо даже просто для того, чтобы выжить. Выдуманные «концепции» Концептуального искусства сравнимы с поиском черной кошки в темной комнате.

Хочется в связи с вышесказанным напомнить детскую сказку Ганса Андерсена «Новый наряд короля». Убеждена, что концептуальное искусствоэто «голый король».

Противостояние Добра и Зла, Истины и Лжи, Света и Тьмы это вечная борьба жизни со смертью. Ничто иное, кроме человеческой мысли, не способно продлить жизнь на Земле. И в этой связи, утверждаю, что концептуальное искусствоэто враждебное жизни направление внехудожественного ремесла.

 

 

Валентина Бэттлер

Июнь 5, 2010

 

 

Бизнес и шок vs искусство и мысль

PDF