Идеи евразийства в настоящее время раскручиваются с двух противоположных позиций. Cо стороны некоторых американских международников, и прежде всего Зб. Бжезинского, она подвергается атаке как некая концепция, противоречащая  национальным  интересам США. С российской стороны, напротив, ее отстаивает группа ученых и политиков, которая усматривает в ней своего рода новую идеологию, способную объединить Россию и заодно спасти весь мир. Причем, если в США идеи евразийства мало кого волнуют (за исключением ее противников), то в России она вызывает ожесточенные дискуссии, представленные, например,   в сборнике Фонда Горбачева, который вел исследовательский проект “Загадки Евразии: Россия в формирующейся глобальной системе”.

Сама по себе тема не нова. Ее истоки лежат в спорах между славянофилами и западниками на протяжении всего XIX века, особенно его второй половины. Затем они перешли в ожесточенные дебаты в 20-х годах XX века, которые вели такие крупные личности как Н.С. Трубецкой, В.Ф. Эрн, Н. Бердяев, Г. Флоровский и другие. Ныне через евразийство вновь поднимается тема, как стало модно говорить, “идентификации” России, т.е. самоопределения страны в мире.


Читать полностью                                                                                                                      для iPad

В капкане «Евразии»